Когда-то давно я разозлил WoW-блогосферу своей заметкой «Недоторговля», где объяснял, почему торговля через аукцион без закупочных лотов — чёрт знает что. На примере Ryzom мы можем наблюдать целую коллекцию ошибок в проектировании игровой экономики ранних MMO. Но, прежде чем мы это сделаем, давайте вспомним о цели нашей экспедиции: сравнить опыт в старой и, очевидно, далеко не самой успешной MMO с тем, что мы получаем в свежих онлайновых проектах.
Так вот, прежде чем поделиться первыми впечатлениями об экономике Ryzom, я хочу сказать следующее: она здесь есть. И, по сравнению с недавним опытом в Embers Adrift или Coreborn, это само по себе прекрасно. Мы уже провели десяток сделок через аукцион. Они нас очень выручили. Я бы сказал, во сколько раз это больше того, что я делал в упомянутых современных проектах, но известно, что умножение на ноль ничего нового не даёт.
Вернёмся к нашей проблеме — нам нужно заработать фиксированную сумму денег для покупки гильдхолла, а вернее — для того, чтобы получить общее хранилище. Когда я смогу объять местную крафтовую систему и рассказать вам, как она устроена, вы поймёте, зачем это. А пока придётся просто поверить — очень нужно.
![](https://club.mmozg.net/wp-content/uploads/2023/09/03-1-1024x576.jpg)
Понятно, что торговля с игроками была бы идеальным вариантом, но как понять, что им нужно, в каких количествах и по какой цене, если в природе местной торговли не существует механики закупок? Исключительно продажи того, что есть, и, возможно, в избытке.
Ещё одно опасение и деталь местной коллекции неудачных подходов: возможно, новички и вовсе не могут быть чем-то полезны сообществу мира, которому скоро стукнет двадцать лет. Всё дело в системе прогресса. Она распространяется в том числе на крафт и добычу. И это значит, что пока вы новичок, добываете и производите вы низкоуровневый шлак. Тогда как в грамотной игровой экономике с живым рынком то, что добывают новички, вплетено в нужды высокоуровневых персонажей. Да, как правило, это базовые ресурсы, а не товары, но цены на них надёжно регулируются местной инфляцией: если на руках игроков много лишних денег, они готовы повышать закупочные цены. Только здесь закупки нет. Круг замкнулся.
Из хороших моментов аукциона, которые хочется упомянуть, опять же, для сравнения с возможностями современных миров. На каждом изделии есть имя ремесленника, создавшего его. Само изделие в списке подсвечивается, если ваш персонаж может его использовать, и затемняется, если пока не может. Наконец, любое изделие можно примерить на своём персонаже до покупки в специальном окне просмотра. Причём примерить можно даже то, что вы нескоро сможете носить. Но функции закупки всё равно нет, увы.
![](https://club.mmozg.net/wp-content/uploads/2023/09/02-1-1024x723.jpg)
Так что не ругайте, пожалуйста, нас за то, что мы пошли со своими проблемами к NPC. Конкретно — к Наставникам Новичков. Вот кто всегда готов помочь и выплатить круглую сумму за крафтовые заказы. Этим неугомонным трайкерам нужны десятки единиц разнообразных крафтовых позиций, изготавливая которые можно заодно прокачать крафт. Кстати, не делайте так никогда.
Я про механику прокачки крафта, если что. По-моему, это одна из самых больших ошибок. Прямо брильянт в короне ошибок экономического геймдизайна MMO. Я уверен, что единственной наградой за крафт должна быть сама вещь, которую вы крафтите. Если же вам за её крафт выдают опыт, который двигает вас к новым возможностям, вы будете делать эту вещь ради опыта, а потом думать, куда эту ерунду выбросить. Вот, собственно, Наставники Новичков и выполняют эту роль — в них нужно кидать продукты низкоуровневого и невостребованного крафта. Правда, на их условиях.
Во-первых, в большинстве заказов есть две или три позиции с указанием качества изделий, ниже которого нельзя опускаться. И вполне может так оказаться, что одну позицию вы в состоянии сделать, а для другой нет чертежей, и вообще не собирались вы специализироваться в этой области. Тут-то и раскроется прелесть крафтовой артели.
![](https://club.mmozg.net/wp-content/uploads/2023/09/04-1-1024x681.jpg)
Договорившись о специализациях, можно передавать друг другу изделия. Вы сделали шесть тяжёлых кирас, передали другу, а он сдал их по своему заказу, передав для вашего заказа то, что вы сами сделать не можете. Это особенно важно с учётом того, что у заказов есть ощутимый откат. Словом, и тут неожиданно нашлось место для кооперации, хотя претензий к запылившейся от времени экономике, как видите, хватает.
Это, напомню, только предварительные впечатления новичка. Может, где-то там, впереди, нас ждут невероятные открытия и новые возможности. Именно для этого вчера мы собрались на берегу и вчетвером поплыли на разведку местных поселений. Но это уже следующая история.